Понуждение отстающих

29 Января 2015

«Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

Здравствуйте, господин Президент!

Пишет Вам житель Адлерского района Сочи. Может быть, формат жалобы покажется мелочным, но для меня это очень наболевшая тема. Уже не первый год в квитанциях за коммунальные услуги приходят какие-то нереальные суммы, взятые «с потолка». Мы живем впятером: я с женой, ее матерью – неработающей пенсионеркой и двумя детьми. Я зарабатываю 30-32 тысячи рублей, из них в отопительный сезон почти треть уходит на коммуналку. Половина суммы платежа – теплоэнерго. Ездил в МУП «СТЭ», пытался разобраться. Написали письмо со стандартным ответом. Несколько лет назад мы платили по 135 рублей за куб горячей воды, сейчас цена скачет от 280 до 320 и более. Прошу Вас поручить компетентным людям разобраться в данной ситуации».



Прокомментировать не только (не просто) данное письмо, но ситуацию, связанную с ним и с проблемой вообще, мы попросили заместителя директора МУП «СТЭ» по сбыту Владимира ПЕТРОВА.

– Есть в словах сочинца правда? Хотя бы доля правды?

– В словах автора письма Президенту России есть нечто большее, чем частная жалоба. Проблема общероссийского характера. Я бы даже сказал, проблема, связанная с национальным характером россиян. Конкретизирую: человек платит 320 рублей за кубометр горячей воды в доме, где установлены современные общедомовые приборы учета тепловой энергии (при этом расчетная стоимость 1м3 горячей воды при отсутствии общедомовых приборов учета 228 рублей) и… жалуется не на виновников проблемной ситуации, а на исправных поставщиков коммунальной услуги. Он пишет в наш адрес, получает вразумительный и исчерпывающе аргументированный ответ, но заведомо не хочет вникать в него, просто думать, сопоставлять причину и следствие.

– Допекло, вот и жалуется. А уж на кого – компетентные люди пусть разбираются.

– Этого конкретного гражданина, следует подчеркнуть, еще не допекло, это далеко не рекорд по нашему городу. Могу сказать, что в одном из пятиэтажных домов на улице Войкова кубометр горячей воды обходится нынче в 700 с лишним рублей! В других домах по 600 с лишним, 500 и так далее. Представляете, до чего доведено инженерное оборудование дома, если там такие потери тепловой энергии!

– И чья в этом прямая вина, коль спросить компетентного человека?

– По большому счету – самих жителей многоквартирного дома. Это они сами по доброй воле избрали способ управления домом – «непосредственное управление». Иначе говоря, сами за свой дом решили отвечать, не переплачивая серьезной управляющей компании. Но это не вся правда. У каждого многоквартирного дома (МКД) по документам есть управляющая компания (УК). В таком случае с нее бы и спросить за положение дел в подвале дома, за переплаты сочинцев. Но беда в том, что условия договора, подписанного жителями с  УК, чаще всего составлены так, как изначально было выгодно управленцам. Никак с точки зрения ответственности, иначе говоря. Вот граждане и ищут виновного наощупь, пишут от отчаяния Президенту своей страны…

– Почему же они указывают пальцем на вас?

– По неграмотности. С одной стороны они знают, или слышали, или догадываются, что МУП «СТЭ» три года подряд не повышало тарифы на тепло и ГВС. Но им и в голову не приходит поискать связь между брошенным на произвол судьбы подвалом своего дома и огромными потерями тепловой энергии, за которые приходится платить жильцам.

– Об этом знают все специалисты? Это продолжается не первый год? И как долго еще будет продолжаться?

– Два дня назад глава города поручил главам районных администраций провести серьезнейшую и ответственную работу: до 20 февраля во всех МКД города, функционирующих ныне на непосредственном способе управления, провести подготовительные (разъяснительные) собрания по выбору одного из двух других способов – ТСЖ или УК. Ну, ТСЖ большинству окажется не под силу, но вот нормальную УК придется всерьез выбирать и договор всерьез согласовывать.

– Непосредственного управления больше не будет вообще?

– В домах с восемнадцатью и более квартирами – не будет.

– 20 февраля следует считать «внутренним подготовительным» сроком. А реальный срок в целом по стране?

– 15 апреля. Если до 15 апреля жители МКД не подберут себе УК, до 1 мая муниципалитеты сами проведут конкурс и назначат управляющую компанию на каждый МКД.

– Ресурсоснабжающие организации двумя руками голосуют за такой поворот событий?

– А как вы хотите? В мае, коль все пойдет как намечено, я перестану гоняться за безответственными домкомами с просьбой, к примеру, открыть подвал дома и дать возможность установить общедомовой прибор учета тепла или ГВС. Мне будет достаточно обратиться в настоящую ответственную УК. Поведет она себя неправильно – ответит в соответствии с требованиями Административного кодекса РФ. Все как у взрослых людей.

– И за ненормальную цену кубометра горячей воды будет кому держать ответ?

– Совершенно верно. Не могут работники УК сами справиться с инженерной проблемой в подвале дома – пусть немедленно найдут специализированную организацию. Таким путем или любым другим, но цену приведут в соответствие с действующими нормативами. Равно как и общедомовыми потерями тепла и теплоносителя озаботятся всерьез.

– Отныне серьезная и ответственная УК постарается и долгов перед РСО не допускать?

– Вот уж в точку! Мы сегодня готовим письмо в администрацию города и городское Собрание. Дело в том, что после специальной сессии ГСС 25 сентября 2014 года, на которой в числе прочего внимательно изучались долги УК и ТСЖ в адрес МУП «СТЭ» и причины их породившие, прошло достаточно много времени. Но…

Но долги УК и ТСЖ в наш адрес не только не сократились, но и увеличились до 33 миллионов рублей. И, как стало модно говорить, тренд укрепляется. Жильцы МКД оплачивают отопление и ГВС в свои УК, а до нас деньги не доходят или доходят не в полном объеме. В должниках, приведу только несколько примеров, традиционно ходят ООО «ДомоУправление-8», Филиал «Краснодарский» ОАО «Славянка», ООО «Управляющая Компания Специзол», ТСЖ «Искра», ТСЖ «Артемида», ТСЖ «Мелия» и многие другие юридические лица.

– Позвольте, Владимир Григорьевич, но разве лицензирование УК не предполагает тотальную ликвидацию долгов?

– Официально, нет, не предполагает. Но волей муниципальной власти и депутатского корпуса к перечню документов, которые каждая УК должна предоставить в комиссию по лицензированию, можно и нужно бы добавить справки из РСО об отсутствии долгов. Очень мы надеемся на это. Более того. Мы намерены ходатайствовать перед администрацией города еще по одному поводу. Кроме справок о долгах комиссии по лицензированию хорошо бы знать о цене кубометра горячей воды в домах соискателя лицензии. Это лучше любых отзывов говорит о профессионализме УК, о стремлении ее коллектива работать на благо сочинцев. Вот тогда и количество писем в адрес Президента РФ резко сократится.

– Фантазируете под давлением грустных обстоятельств?

– Ничуть. Железная реальность. Представители УК уже пошли к нам в АРЦ с просьбой предоставить справку об отсутствии долгов. Для комиссии по лицензированию, естественно. И мы сразу же стали готовить образец справки, в которой отражено положение дел с платежами населения. Каковы потери тепла и теплоносителя на домах данной УК. Инициатива встречена не с протестом, скорее с непониманием. Поддержат нас депутаты ГСС и муниципальная власть – сдвинем проблему с замшелого места.

– Яркий пример – УК на МКД «Пионер»?

– Контрольный даже, я бы сказал, пример. Не желает руководство отдельно взятой УК расплачиваться по долгам – ну и не надо. Комиссия по лицензированию объяснит все коротко и понятно. И для таких примеров сроки уже истекают.

– Но ведь есть и такие УК, которые вполне можно представлять в качестве образцовых?

– Есть. И достаточно много. Это и дает повод для оптимизма. Работа, о которой идет речь, реально выполнима. Нужно только сделать требования по качеству едиными для всех. И жестко обязательными.

Пресс-служба МУП «СТЭ»